«Создание антикоррупционного суда было одной из приоритетных задач и направлений судебной реформы. Законом «О судоустройстве и статусе судей» фактически уже было определено место антикоррупционных судов в трансформированной судебной системе. Так, в законе четко прописано создание Высшего антикоррупционного суда как суда первой инстанции и соответствующей палаты в пределах ВСУ как суда апелляционной инстанции. Единственной проблемой является отсутствие четкого срока для образования антикоррупционного суда, а также имеется привязка о принятии специального закона, что замедляет процесс», — сообщил лидер Европейской партии Николай Катеринчук.
«За этот год президент не сделал ни одного шага, чтобы перейти к созданию Антикоррупционного суда, а теперь рассказывает, что на это нет времени. На самом деле он просто оппонирует законопроекту депутатов Соболева-Сыроед, в котором прописано создание отдельной конкурсной комиссии по отбору антикоррупционных судей. Вот этого президент и не хочет, поэтому и агитирует за палаты в действующих судах», — прокомментировал он.
«На наш взгляд для нормального функционирования антикоррупционных судов необходимо осуществить следующие шаги:
1. Во избежание проблем с разграничением юрисдикции на рассмотрение антикоррупционных судов следует отдать только те дела, которые подследственные НАБУ. Иначе говоря, антикоррупционные суды будут рассматривать только коррупционные преступления, совершенные высокопоставленными чиновниками.
2. В законодательстве должны четко быть прописаны требования как к кандидатам на должность судьи, так и к членам конкурсной комиссии. Необходимо создать специальную коллегию в структуре ВККС с привлечением представителей международных организаций, которые имели бы право ветировать любого кандидата на должность судьи. Международные специалисты будут выступать гарантами прозрачности процедуры отбора. Важно подчеркнуть, что в странах, где опыт существования антикоррупционных судов был успешным, как раз применялись специальные процедуры отбора.
3. Конституция Украины прямо не требует наличия кассационной инстанции во всех формах судопроизводства, однако для сохранения принципа единообразного применения норм права, целесообразно определить, что кассационной инстанцией для решений Высшего антикоррупционного суда должна выступать Большая палата Верховного Суда Украины.
4. Нужно создавать именно суды, а не палаты, поскольку законопроект, предлагающий палаты не предусматривает такой автономии, как и гарантий безопасности, независимости и высоких зарплат для антикоррупционных судей, что подробно расписано в проекте об антикоррупционных судах.
Только в таком случае антикоррупционная система заработает», — заявил политик.
Пресс-служба
Европейской партии Украины