Главная   »   Рынок земли для фермеров или для агрохолдингов?

Рынок земли для фермеров или для агрохолдингов?

20/09/2019 13:18

В Польше в Конституции страны написано, что основой сельского хозяйства страны является семейное фермерское хозяйство. Из открытых источников нетрудно узнать, что общее количество угодий такого хозяйства, включая пастбища и земли под ферму, не может превышать 300 га. Тот, кто желает стать владельцем фермерского хозяйства, должен иметь соответствующее образование или опыт работы в с/х и жить там, где собственно хочет купить землю.

Польша разрешила покупать землю иностранцам через 12 лет после вступления в ЕС. Но! Иностранец должен доказать, что хочет стать фермером и обрабатывать землю самостоятельно, и должен жить минимум пять лет именно в той области, где он собирается покупать землю. То есть схем, когда ты купил землю в Польше, а сам живешь на Мальдивах, в Польше нет.

Есть еще пример Франции, где государство жестко регулирует рынок земли через общество по управлению землями и развития агросектора. Общество имеет преференции при приобретении с/х земель, может обжаловать цену за соответствующий орган, забирать в собственность государства землю, которая не имеет хозяина. А продажу виноградников, как национального богатства, запрещает.

Есть другой пример европейского государства — Латвии. Там не ограничивали продажу-покупку земель. И в результате большая часть земель была выкуплена крупными шведскими и частично российскими агрохолдингами. Малые фермерские хозяйства там не могут выдерживать конкуренции.

Новая украинская власть собирается открывать рынок земли в октябре следующего года. Доступными для покупки станут плюс-минус 42 млн гектар. Это больше чем две трети территории Украины. Президент на встрече с аграриями отметил, а премьер-министр подтвердил, что иностранцы, «китайцы, арабы, инопланетяне» не смогут скупить наши земли. Покупать украинскую землю смогут только украинцы и украинские компании. Причем украинские компании, которые будут иметь право покупать украинские земли, могут быть созданы иностранцами, «китайцами, арабами, инопланетянами». Этот путь — неверен.

Механизма внедрения рынка земли новой властью мы еще не видели. Президент поставил задачу ВРУ принять законопроект о рынке земель сельскохозяйственного назначения до 1 декабря 2019 года. Вчера министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов в эфире ток-шоу сказал, что законопроект уже есть. Даже назвал несколько цифр. Например, в одни руки в Украине можно будет купить не более 0,5% всех с/х земель. Это 210000 га. Как думаете, думает новая власть о развитии мелкого и среднего фермерского хозяйства в Украине, когда декларирует такие нормы?

28 лет в Украине делали все, чтобы не создавать средний класс на селе. 46000 фермерских хозяйств в Украине живут вопреки, а не благодаря. В общей структуре производства с/х доля наших фермерских хозяйств год назад составляла около 8% в год, а в ЕС этот показатель — почти 100%.

Сейчас складывается впечатление, что запуск рынка земли хотят использовать в спекулятивных целях. Земля должна выполнять две основные функции — создавать рабочие места на перерабатывающих производствах с высокой добавленной стоимостью на селе и обеспечивать продовольственную безопасность страны. Я хочу подчеркнуть — открыть рынок земли можно только один раз! Поэтому здесь категорически не может быть поспешных решений. Нужно защитить фермера, предоставить ему гарантии. Только фермеры смогут удержать украинское село, вдохнуть в него жизнь, создать рабочие места на селе и перерабатывающие предприятия с высокой добавленной стоимостью. Надо признать, что фермерские хозяйства — основа и нашего сельского хозяйства, хоть это и не прописано нашей Конституции. И если сейчас настал момент урегулировать оборот земель, то должны думать о фермерах, о тех, кто уехал работать на земле в Польшу, например, а мог бы делать это в Украине.

Кто сказал, что именно предложенная правительством модель верна? Почему она? Какой национальной стратегии она отвечает? Представители новой власти говорят, что нужно вести постоянный диалог с обществом, чтобы объяснять реформы. Но в случае с землей этого мало. Если земля по Конституции принадлежит народу, то может не только объяснять надо, но и спросить мнение народа?

Кроме того, даже при условии четко прописанного законодательства, есть одна важная составляющая, которая должна идти впереди даже земельной реформы. Это судебная реформа. О каком рынке земли мы можем говорить, если у нас полный провал в судебной системе? У нас никто сегодня не может гарантировать соблюдение прав собственности и не только на землю. Мы в этом плане не то, что не продвинулись, мы — одичали. Из года в год олигархическая власть уничтожала верховенство права в этой стране. Следовательно, нужно начинать с создания честной справедливой, зависящей только от закона, судебной системы.

И напоследок. Оставлять как есть, когда крупные агрохолдинги превращают Украину в сырьевой придаток, где важны куры и свиньи, а не человек, нельзя, однозначно. Может именно сейчас и настал тот момент, чтобы с помощью земельной реформы развернуть развитие страны лицом от крупных агрохолдингов до фермерских хозяйств, которые будут не только создавать рабочие места, обеспечивать занятость, но и создавать добавленную стоимость. Через год на кону могут быть лучшие черноземы мира. И надо все сделать с умом. Если нужно в Конституции прописать, что основа нашего сельского хозяйства — это фермерские хозяйства, то пропишите! Хочется верить, что интересы людей, народа, государства будут идти впереди спекулятивных интересов отдельных чиновников, представляющих интересы иностранных корпораций и олигархических групп.

 

Ссылка на источник