Верховная Рада Украины 2 июня 2016 года конституционным большинством в 335 голосов внесла изменения в Основной закон Украины в части правосудия. Под давлением президента и прикрываясь заявлениями Венецианской комиссии и ПАСЕ о необходимости проголосовать судебную реформу, парламент все же продавил за один день и соответствующий закон, и изменения в Конституцию. Подобную практику «проталкивания» законопроектов мы уже имели возможность наблюдать при голосовании нового закона о Прокуратуре.
Европейская партия Украины заявляет о недопустимости внесения каких-либо изменений в Основной закон Украины в условие военных действий. В статье 157 Конституции Украины отмечается, что «в условиях военного положения изменения в Конституцию не происходят». Несмотря на то, что военная агрессия на востоке страны так и не была названа войной, а военное положение президентом не объявлены, мы считаем, что в стране есть все предпосылки для его введения.
Никто не может отрицать, что часть Донецкой и Луганской областей неподконтрольны Украины а Автономная Республика Крым была аннексирована Россией. Так же никто не может отрицать, что тысячами гибнут наши солдаты и мирные жители на фронте, а в стране проведено не одну волну мобилизации. Украина в состоянии войны! И об этом говорил неоднократно президент. Таким образом можно утверждать о двойных стандартах Порошенко, когда он спекулирует на теме войны или умалчивает ее факт ради собственной выгоды.
Даже поверхностный анализ принятых изменений в части правосудия указывает на то, что в ближайшие два года президент получил единоличное право формировать судейский корпус и фактически стал главным судьей Верховного суда Украины. Таким образом, он превращается в монарха, которому будет принадлежать вся полнота власти в стране, а о принципе сдерживания и противовесов между ветвями власти можно вообще забыть. Зато Администрация Президента отложила на три года ратификацию Римского статута под надуманными предлогами, что скорее может свидетельствовать о нежелании подвергнуть наказанию настоящих военных преступников военных формирований самопровозглашенных республик на территории Украины.
На повестке дня Банковой теперь вопрос административной реформы под демократическим лозунгом «децентрализация», что приведет к завершению построения президентской вертикали. Он получит префектов на местах и таким образом подчинит себе даже избранных местными общинами мэров и сельских голов. Это то к чему стремится действующий президент и это то, что в будущем может навсегда похоронить демократию в Украине.
Вместе с тем мы приветствуем начало профессиональной дискуссии юристов о необходимости качественного изменения системы права в Украине, к которой относится и судебная реформа. Вопрос более чем перезрел, о чем Европейская партия Украины на 11-м съезде в апреле этого года приняла соответствующую резолюцию по вопросам реформирования правоохранительной и судебной систем Украины. В этом документе партийцы определили основные принципы реформы на основе передовой европейской практики. По нашему убеждению реформа правосудия должна отказаться от разрушительного популизма и приступить к реальной последовательной работы, четко ориентируясь на фиксированные сроки и европейские цели реформы.
Европейская партия Украины выражает предостережение относительно главного лозунга этой псевдо реформы, а именно — «очищение судебной системы от коррупционеров судей». Ведь именно под эту гребенку власть преследует цель «расчесать» судейский корпус, чтобы поставить в собственную зависимость их профессиональную деятельность.
Мы убеждены, что выписаные изменения в Конституцию и принятый поспешно закон об исполнительном производстве не имеют ничего общего с настоящей судебной реформой. Зато эти акты закрепляют право Банковой на управление судьями и судами в ручном режиме.
Лидер Европейской партии Украины Николай Катеринчук