Главная   »   Николай Катеринчук: Тема депутатской неприкосновенности является непосредственным инструментом борьбы за власть

Николай Катеринчук: Тема депутатской неприкосновенности является непосредственным инструментом борьбы за власть

14/10/2017 20:08

«Вопрос депутатской неприкосновенности не является новым для всех нас. Первые попытки ограничения депутатской неприкосновенности состоялись в 2000 году на инициированном Леонидом Кучмой «конституционном референдуме», однако, несмотря на то, что 89% избирателей поддержали ограничение депутатской неприкосновенности, никаких изменений не произошло. Вопрос отмены депутатской неприкосновенности уже стал традиционным в стенах Верховной Рады, но кроме окончательного лишения иммунитета депутатов местных советов в 2006 году, никаких фактических сдвигов не сделали», — проанализировал лидер Европейской партии Украины Николай Катеринчук.

«На сегодняшний день Конституцией Украины гарантируется депутатская неприкосновенность. Нардепы не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету. Они не могут быть без согласия Верховной Рады Украины (ВРУ) привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы. Иначе говоря, наряду с гарантиями личной неприкосновенности человека, установленными Конституцией (ст.29), народные депутаты пользуются дополнительной конституционной гарантией, что обусловлено особым характером их статуса как представителей народа. Согласно действующему законодательству, именно ВРУ по представлению Генерального прокурора Украины дает согласие на привлечение народного депутата к уголовной ответственности. Злоупотребление такими преференциями существуют не только среди депутатов. Даже «бизнес» и «криминал» активно использует запрет на обыск, досмотр личных вещей, транспорта, служебных помещений народных депутатов как так называемый оберег офисов от любых проверок. Все внесенные ГПУ представление на снятие неприкосновенности подавались только на представителей тех групп, которые дают голоса для президентских и правительственных инициатив. Нет смысла давать «Батькивщине» и «Самопомощь» повод рассказывать всем о «политических преследованиях». А вот ослабить переговорные позиции фактических партнеров по коалиции, принудить их к большей лояльности и уменьшить центробежность в собственных фракциях — это другое дело», — описал реальное положение вещей политик.

«Недавно в парламент был внесен законопроект № 6773, под которым свои подписи поставили 158 нардепов. Проект закона предусматривает отмену первой и третьей части 80-й статьи Конституции, а именно — гарантии неприкосновенности для народных депутатов и невозможность привлечения их к уголовной ответственности, задержания или ареста без согласия парламента. Инициировать внесение изменений в Конституцию может или Президент, или 150 депутатов — в данном случае парламент сыграл на опережение, тем самым забрал у гаранта возможность пропиариться в президентский кампании (для Порошенко отмена неприкосновенности это козырь, вес которого аналогичен с Безвизом). Предыдущий президентский законопроект о снятии неприкосновенности с народных депутатов и судей, внесенный еще в 2015 году, по процедурным и регламентных причинам не может быть вынесен на рассмотрение в этой каденции. Среди инициаторов и подписантов — как члены фракции БПП, так и открытые оппоненты Президента из «Батькивщины» и «Самопомощь». Таким образом, возможное принятие осенью закона, ограничивающего депутатскую неприкосновенность, становится побочным продуктом электоральной конкуренции и борьбы за власть», — заявил он.

«Следует разграничивать два аспекта неприкосновенности: «политический» и «криминальный». Первый гарантирует им неприкосновенность за голосование и высказывания в парламенте, а второй -включает невозможность привлечения к ответственности за различные правонарушения без согласия парламента. Политическая неприкосновенность гарантируется законодательством большинства европейских стран (свобода слова не распространяется на клевету и оскорбления). Что касается криминального, то в странах ЕС возможны различные форматы неприкосновенности. Правовых моделей депутатской неприкосновенности в современных европейских странах множество, и это уж точно не «советский анахронизм», как утверждают у Президента. Украинская модель близка к наиболее выгодному для депутатов полюсу — неприкосновенность распространяется на все сферы правонарушений, на личную и служебную собственность, на весь период каденции, а снятие возможно только после соответствующего решения комитета, а впоследствии большинства народных депутатов. Это действительно способствовало формированию негативных тенденций — межфракционная круговая порука выводила депутатов в особую «безнаказанной касту». Однако маловероятно, что полная отмена неприкосновенности сделает эту «касту» более ответственной перед обществом, но точно усилит ее подконтрольность и патронажную зависимость от Президента», — отметил Николай Катеринчук.

«Мы считаем, что даже учитывая крайне негативное отношение общества к народным депутатам, тема полного снятия неприкосновенности является очевидно популистской. Более того, полная отмена неприкосновенности не соответствует европейскому опыту», — сообщил политик.

 

Пресс-служба
Европейской партии Украины